Задача построения качественной WiFi сети для небольшого объекта продолжает быть не самой простой задачей. Сегмент высококачественных WiFi систем не так давно пополнился новым решением Cisco Mobility Express.
Это SMB (small medium business) решение для случаев, когда требуется не более 25 точек доступа. Иными словами, этой системы хватит для покрытия большого дома и приусадебного участка или пары этажей офиса.
Система реализует бесшовный роуминг между точками доступа, и позовляет запустить контроллер на одной из точек доступа из списка совместимых моделей. Официально совместимых моделей точек доступа, подходящих для установки на них firmware с функциями контроллера, четыре - серия 1830, 1850, 2800 и 3800.
Подчиненными точками доступа могут быть как те же самые серии, так и группа моделей 1600, 2600, 3600, и 700, 1700, 2700, 3700. То есть имеется возможность использования точек доступа прошлого и позапрошлого поколения.
Изготовитель точек доступа отмечает, что могут обслуживаться до 500 одновременных клиентов, но отмечает, что подобные системы рекомендованы для числа одновременно работающих клиентов 150. Смысл в том, что с 500 клиентами все это будет хоть как-то работать, а с числом клиентов до 150 будет работать наиболее эффективно.
Прямым конкурентом можно считать линейку Unleashed компании Ruckus. Плюс Unleashed в том, что эта система развивается года на два дольше, и "детские болезни" у нее уже уже исправлены.
Сравнительные размеры точек доступа Cisco AIR1832i и Ruckus R600.
Точка доступа от Cisco смотрится несколько "брутально", но система охлаждения у нее выглядит внушительно. Металлическое основание и крышка с антеннами, поверх которой установлена пластиковый защитный кожух тоже добавляет уверенности. Во время наших испытаний сколько-нибудь заметно "прогреть" точку доступа не удалось. Скорее всего, наши 5-6 клиентов для нее просто незаметная нагрузка.
Вид точки доступа со снятой задней крышкой.
Вид со стороны антенных модулей.
Одна из четырех антенн.
При покупке точек доступа в России на них предустановлено ПО типа CAPWAP, предназначенное для работы с выделенным контроллером. Возможно, в будущем будут поставляться модули с уже установленным ПО Mobility Express, а пока его надо туда загрузить командой
ap-type mobility-express tftp://<tftp server ip-address>/<имя файла>
Понятно, что перед этим надо получить нужное ПО и запустить TFTP сервер. Для тех, кто мало знаком с Cisco, не лишним будет напомнить, что доступ к firmware у Cisco возможен только после оформления сервисного контракта SmartNET, цена которого на год в наиболее распространенной версии 8x5xNBD состаляет около 7% от стоимости точки доступа.
То есть все как обычно: берем голубой консольный кабель, ищем переходник COM - USB, аккуратно и без ошибок вводим в командной строке имя файла firmware, и минут через 5-7 получаем Mobility Express точку доступа.
Точка после перепрошивки перезагружается, и образует временную WiFi сеть cо специфичным SSID:
Подключившись к этой сети, и зайдя на web интерфейс по адресу 192.168.1.1 запускаем начальный wizard - конфигуратор
Отвечаем на нехитрые вопросы типа "какое SSID нашей сети дадим?", "в какой стране и часовом поясе находимся?", "какой тип шифрования и авторизации используем?" и "какой IP адрес назначаем для контроллера?". Последний вопрос напоминает, что на точке доступа, которая будет выступать мастер контроллером по сути работают два устройства - сама точка доступа со своим адресом, и контроллер с другим IP адресом, причем фиксированным.
Заполняем нужные поля в web формах, точка доступа перезагружается, и мы можем подключиться к свежесозданной WiFi сети. Сети, которая работает несколько странно. Диапазон 5ГГц не запустился, настройки для WiFi каналов не выбираются. Что-то явно пошло не так.
Но мы же знаем, что у Cisco хорошо работает техподдержка! И сервисный контракт у нас имеется. Оформляем заявку в TAC, начинаем переписку, а потом и сеанс удаленного доступа для инженера техподдержки организуем. Он уверенно заходит в интерфейс командной строки, выясняет, что не запустилось часть интерфейсов и сервисов, и еще минут через 30 мы получаем рабочую точку доступа - контроллер Mobility Express.
Пока данные в dashboard не очень информативны - подключен только один клиент. Подключаем еще клиентов.
Можем посмотреть в деталях, что за клиенты у нас подключены, и как они работают.
И куда эти клиенты в сети ходили
Или как в нашей WiFi сети каналы загружены
Можно более тонко подстроить параметры всей беспроводной сети или отдельных отчек доступа. Например, подобрать наиболее подходящий профайл для приоритезации разных типов трафика.
Пробуем подключить еще одну точку доступа. И опять что-то не складывается:
Красный кружок в разделе Access Points показывает, что новой точке доступа подключиться не удалось. Еще одна заявка в TAC, но в этом случае все разрешается просто. Похоже, основной проблемой был я сам - не учел, что для подключения второй точки доступа тоже требуется специальная версия firmware. А его новая точка доступа должна получить через контроллер. А контроллер - через TFTP сервер. То есть для подключения новой точки доступа в нашей сети должен работать правильно настроенный TFTP сервер. Зачем так сложно, и почему точка доступа не может сразу загрузить в себя все нужные файлы с firmware, которые суммарно занимают 170 мегабайт, это вопрос к разработчикам.
Вторая точка доступа подключена. Через каждую из точек доступа идет проигрывание видео со стримминговых сервисов - Netflix и Amazon. Загрузка CPU на точках при этом не превышает 10%.
Если попробовать загрузить файл с NAS в локальной сети, получаем достаточно хорошую производительность для точки доступа типа 2x2.
Роуминг между точками доступа работает, видео поток при переходе от точки к точке не прерывается.
Если у вас есть несколько объектов, на которых развернуты сети Mobility Express, для управления ими из одной консоли можно использовать Cisco Prime Infrastructure .
Выводы
Возможные потребители такой системы WiFi - небольшие организации типа SMB, или достаточно большие квартиры и дома, в которых нужна высокопроизводительная, адаптирующаяся к нагрузкам, и поддерживающая бесшовный роуминг беспроводная сеть. В презентациях про систему Mobility Express неоднократно подчеркивается, что эту систему просто и быстро устанавливать, и квалификация специалиста может быть не очень высокой. Пока что это не так. Систему можно запустить, она устойчиво работает, но усилия по ее запуску требуются чуть ли не больше, чем при запуске WiFi сети с выделенным контроллером. Возможно, со временем необходимый уровень квалификации сетевого специалиста понизится, но это в будущем.
В целом получилась надежная высокопроизводительная система, которую после периода "отлавливания ошибок" будет еще и administrator friendly.
Прямым конкурентом этой системы можно считать Ruckus Unleashed, которая вышла на рынок года полтора - 2 назад. Поначалу и она периодически работала не устойчиво, и требовала диагностики из командной строки. За прошедшее время Unleashed избавилась от большинства ошибок, к ней были добавлены интересные функции анализа производительности, и сейчас это очень хорошая, удобная в настройке, но дорогая система.
Цена решений от Cisco тоже никогда не была низкой. И на точки доступа, поддерживающие Mobility Express, она сравнима с ценой точек Ruckus. Но это для рекомендуемой розничной цены. Если же мы возмем цену, за которую можно приобрести точки доступа этих двух брендов на рынке, модели от Ruckus продают по рекомендуемой розничной цене, и продают очень ограниченное число компаний - дистрибьюторв. А вот точки доступа от Cisco распространены намного шире, и фактическая рыночная цена на них на 20-30% ниже. На этой ситуации конечный пользователь может получить заметную выгоду. Да и специалисты по продукции Cisco намного более распространены.
Сахаров Александр